Распространение: Описан с территории Дагестана (окрестности Махачкалы). Ареал вида условно можно разделить на два участка. Первый участок ограничен с юга линией железной дороги Махачкала-Гудермес до ст. Наурская (Чечня), сев.-зап. граница проходит примерно в р-не Терско-Кумского канала до пос. Ачикулак (Ставропольский край), сев.-вост. - от юж. мыса Брянской косы (Дагестан) через пос. Таловка, Чубутла и Ареланбек, сев. оконечность Терсклинско-Бажиганско-Ачикулакских песков к пос. Ачикулак. Второй небольшой участок ареала расположен на юге Калмыкии в р-не ст. Улан-Хол [1,2,4-9].
Местообитания: Населяет глинистые и песчаные полупустыни прикаспийских р-нов сев.-вост. Предкавказья. Предпочитает относительно увлажненные места с легкими почвами по долинам рек, озерным котловинам и понижениям рельефа с более богатой растительностью [10]. Внутри ареала характерно пятнистое размещение вида, часто связанное с краевыми участками песчаных массивов. Ведет строго подземный образ жизни. Длина кормовых ходов, расположенных на глубине 30-50 см, у отдельных особей составляет несколько сотен метров. Активность круглогодичная. Для гигантского слепыша характерна полная или факультативная моногамия. Половая зрелость наступает на 2 году жизни. Самка приносит в среднем 2-3 детенышей (гон в декабре-январе). Вероятно, самки способны приносить потомство не более чем один раз в 2 года. Детеныши находятся при матери в период лактации и в течение некоторого времени после нее, но к осени молодняк покидает материнскую нору. Для гигантского слепыша характерен сравнительно низкий потенциал воспроизводства популяции. Питается в основном подземными частями видов растений (корневища, луковицы, клубни и т.д.), наиболее многочисленных в том или ином биотопе. Естественных врагов у гигантского слепыша вследствие его скрытного образа жизни практически нет [2].
Численность: Численность в естественных биотопах стабильна и не подвержена заметным периодическим колебаниям. Достоверные данные об общей численности вида, плотности отдельных популяций и кружеве ареала в пределах очерченных выше границ отсутствуют. Приводившиеся ранее оценки для Дагестана в 700-750 особей [3] явно занижены. По данным авиаучета с последующей экстраполяцией численность слепыша в Дагестане оценивается ориентировочно в 10 тыс. особей [5]. Плотность популяции, обитающей в р-не р. Таловка (Дагестан), в 1991 г. составляла 0.5-2 особи/га. Отмечается мозаичность ареала и сокращение численности отдельных изолированных популяций в результате антропогенного пресса, но детали современного распространения неизвестны. Отмечено сокращение ареала и численности в Чечне, где вид к настоящему времени исчез с правобережья р. Терек [11], а также в Дагестане, в р-не Брянской косы к сев. от с. Крайновка и Ново-Теречное. Однако в целом для Дагестана существенного сокращения ареала в ближайшее время не прогнозируется [8]. Основные лимитирующие факторы антропогенного происхождения - орошение и последующее засоление почв, перевыпас скота, распашка. Вместе с тем, гигантский слепыш может использовать благоприятные для него биотопы антропогенного происхождения - сады, поля люцерны и других кормовых трав, приусадебные огороды. Экологическими предпосылками уязвимости гигантского слепыша являются низкий репродуктивный потенциал и консервативность внутрипопуляционной структуры, обеспечивающей в основном лишь возмещение естественной смертности [12].
Охрана: Занесен в Красный список МСОП-96. До настоящего времени охранялся в Чечне в Степном и Парабочевском заповедниках (Шелковский р-н); в Дагестане в Янгиюртовском (Кизилюртовский р-н), Хамаматюртовском и в республиканском заказнике Аграханский (Бабаюртовский р-н). В качестве мер сохранения необходимо упорядочить выпас, в заказниках выделить зоны покоя [11].
Источники: 1. Пузаченко, 1993; 2. Топачевский, 1969; 3. Красная книга РСФСР, 1983; 4. Верещагин, 1959; 5. Гинеев и др., 1988; 6. Огнев, 1947; 7. Павлов и др., 1963; 8. Пишванов, Прилуцкая, 1988; 9. Прокофьев, 1969; 10. Верещагин, 1958; 11. Анисимов, 1989; 12. Пузаченко, 1994.
Составители: А.Ю. Пузаченко